Путешествие супергероев в древний Китай | FF.NET.UA | "Вечерка"-новостной агрегатор

Сегодня: г.

Путешествие супергероев в древний Китай

Путешествие супергероев в древний Китай

Одним из главных событий программы Китайского Нового года в Москве стала персональная выставка лондонского художника китайского происхождения Джеки Цая «Отправь меня на Луну», которая открылась в Московском музее современного искусства.

В работах автора элементы поп-арта в духе Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна сочетаются с традиционными китайскими мотивами, а образы из знаменитых комиксов Marvel и DC Comics воспроизводятся с помощью техник, история которых насчитывает тысячи лет.

Поездку в Москву Цай приурочил к работе над инсталляциями для ГУМа, где проходит фестиваль в честь Китайского Нового года. Как рассказали в музее, он лично занимался и обустройством экспозиции своей первой в России персональной выставки.

Черепа в цвету

Известность молодому Цаю, тогда еще практиканту, принесло сотрудничество с модным домом Alexander McQueen, для которого он создал принт украшенного цветами черепа. Зловещий символ скоротечности человеческой жизни с легкой руки Цая приобрел новое значение, суть которого – в возрождении из пепла, возможности начать все сначала. Эстетику увядания художник подчеркивает в духе традиционных для китайской живописи цветочных переплетений.

В дальнейшем Цай развивал эту идею, и привез в Москву плоды своих экспериментов: в первом зале посетителей встречает серия из трех работ под общим названием «Увядающая красота». Две из них – «Киноварный свет» и «Целующиеся» — сохраняют яркие цветочные мотивы, однако Цай дополняет экспозицию и графичной голограммой «Череп-святилище», на которой в узнаваемый силуэт вписаны элементы католической архитектуры.

Путешествие супергероев в древний Китай

Встреча Запада с Востоком

Лейтмотивом выставки Цая, родившегося в Шанхае, но после окончания Китайской Академии художеств перебравшегося в Лондон, стал диалог западной и восточной культур. Его участниками в окружении классических пейзажей оказываются персонажи китайских мифов и супергерои со страниц известных комиксов – Человек-Паук, Супермен, Чудо-женщина, Капитан Америка и другие.

Восток на полотнах художника порой предстает не самой гостеприимной средой для героев западной культуры: то они становятся растерянными беженцами, оставившими родные края в руинах и ищущими спасения у китайских мудрецов («Приветствие беженцам»), а то и вовсе оказываются беспомощными марионетками в руках китайского кукольника («Куклы»).

Американский художник Роберт Раушенберг (1925-2008) в 1982 году посетил Китай, и впоследствии создал несколько работ, объединяющих элементы западной и восточной культуры. Так, для серии коллажей «Семь иероглифов» автор использовал вырезки из плакатов, найденных им в Шанхае, а также бумагу ручной работы и шелк. Выставки работ по мотивам путешествия в Китай прошли в Пекине и Лхасе в 1985 году.

Художник с не меньшей иронией рассуждает и о проникновении западной культуры на Восток вопреки различиям в политическом строе. На картине «Выход на пенсию» дедушка-китаец в костюме Супермена добродушно наблюдает за детьми, играющими в «Монополию» и бегающими, разбрасывая купюры. Чудо-женщина на полотне «Танцующая на шесте» самозабвенно кружится в танце перед толпой китайских зрителей.

Цай в своих фантазиях о диалоге Запада с Востоком не ограничивается лишь сюжетом, ситуационными встречами китайских мифологических персонажей и западных супергероев. Он обращается и к традиционным китайским техникам, в том числе к резьбе по лаку, благодаря которой комиксам со свойственной им четкостью силуэтов придается дополнительный объем. В современном Китае лишь около двадцати мастеров сохраняют традиции резьбы по лаку, на создание одного предмета искусства могут уходить месяцы, а то и годы.

Несколько картин, среди которых «Эротический сон Красной комнаты» и «Измена Востоку», созданы с помощью трафаретной печати. Это одновременно и дань уважения китайским корням технологии шелкографии, и своеобразный реверанс в адрес легенды поп-арта Энди Уорхола, который одним из первых начал использовать трафаретную печать для создания картин. Опробовал художник и сучжоускую вышивку, техника которой зародилась в Китае около двух тысяч лет назад.

Сам Цай в различных интервью рассказывал, что старается привлечь внимание китайских художников к забытым после культурной революции ремеслам и показать им пример того, как можно вписать старинные техники в контекст современного искусства.

Подарок Москве

На выставке представлены и две работы, которые Цай подготовил специально для России. На картине «Балерина» замершая в балетном па девушка парит над одним из куполов Храма Василия Блаженного, рядом с которым гармонично соседствуют башни китайских пагод, а полотно «Акробат» адресует зрителей к знаменитому китайскому цирку.

Путешествие супергероев в древний Китай

Ряд привычных, пожалуй, для всего мира символов российской культуры – матрешек и маковок церквей – Цай на своих полотнах дополняет фигурками из «Тетриса». Эта игра пользовалась в Китае большой популярностью и, по признанию художника, ассоциируется у него с Россией.

Выставка «Отправь меня на Луну» в Музее современного искусства будет открыта до 11 марта.

Related posts:

 
Статья прочитана 4 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
Сентябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

Рубрики

Читать нас

Связаться с нами

dimdan@inbox.ru